Возрастания разнообразия и сложности процессов, происходящих в современном мире, обуславливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, обладающих творческим воображением, мышлением и способностью к нестандартному решению проблем, так как именно они определяют прогресс человечества. За рубежом давно подсчитали: материальные средства, вложенные в развитие творческих способностей в дошкольном возрасте, через 15-20 лет дают экономике 7-кратную прибыль.
В настоящее время, в связи с введением ФГОС ДО, в детском саду идёт гуманистическая направленность дошкольного образования, проявляющаяся в организации личностно ориентированной модели развития ребёнка, его творческого потенциала.
Успешность в обучении связывается с развитием двух процессов: логического и творческого мышления. Развивая у ребёнка творческий подход к решению любой поставленной задачи, мы даем ему возможность вырасти мыслящей и творческой личностью, повышаем его познавательную активность, степень усвоения знаний, способности к формированию более широких знаний, самостоятельность мышления. Поэтому исследование и внедрение новых педагогических технологий по развитию творческих способностей детей чрезвычайно востребовано.
В нашем детском саду исследуется и внедряется в образовательный процесс технология развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников с помощью эффективного сочетания традиционных методов и приёмов с нетрадиционными.
Цели:
Задачи:
Традиционные:
Нетрадиционные:
Формы работы:
При организации сотрудничества с родителями наряду с традиционными формами работы (консультации, родительские собрания, родительские клубы, брошюры, памятки, папки-раскладушки и т.д.) активно используются:
Прежде чем приступить к работе по повышению уровня творческого воображения и мышления у детей, целесообразно:
Игры на развитее логического мышления способствуют развитию умения выделять предмет из совокупности подобных, устанавливать связь между предметами реальной действительности, а также включать предмет в разряд однородных. Логические игры – это своеобразная тренировка интеллектуальных способностей дошкольника. Формирование таких операций логического мышления, как обобщение, классификация, анализ и синтез, требует большого умственного напряжения, поэтому проводить их лучше в первую половину дня: во время организованной образовательной деятельности, в режимных моментах, на прогулке.
Мышление и творческие способности активно формируются и ярко проявляются в речи ребенка, в различных формах его вербального творчества. Дети любят придумывать новые необычные слова, находить неожиданные способы использования отдельных слов и целых языковых конструкций для обозначения или явлений, охотно, с увеличением сочиняют сказки, истории, рассказы. Словесное творчество для развития творческого потенциала ребенка – средство не менее ценное, чем изобразительная или музыкальная деятельность. Исследователями детской речи установлено, что дети дошкольного возраста имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. Основная форма работы по обучению дошкольников созданию рифмованных текстов («Лимерик») – игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности: «Складные картинки», «Придумай рифмованное слово», «Придумаем рифмованные строчки», «Составление лимериков». Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет педагог. К концу обучения дети, как правило, начинают быстро самостоятельно сочинять рифмованные тексты. В процессе составления лимериков педагог должен учить детей использовать только литературные слова, не делать повторов.
Развитие речи тесно связано с развитием мышления и воображения. Так, игры на классификацию предметов развивают фантазию, метафорическое мышление: «На что похожи?» (Шишка, кусочек меха, апельсин и т.д.). Не менее ценны и специальные приемы фантазирования: увеличение-уменьшение, ускорение-замедление, дробление-объединение, оживление, динамизация-статика; прием развития воображения: бином фантазии.
Оживить процесс познания, творчества помогают сказочные и необычные персонажи: медвежонок Умка, Незнайка, Знайка, Лесовичок, придуманные детьми предметы: сундучок чудес, а также занятия-путешествия по сказкам, в сказочные страны, на сказочном транспорте, созданном детьми с помощью бинома фантазии и других приемов фантазирования.
Чем успешнее идет процесс освоения детьми приемов развития фантазии и воображения, тем качественнее протекает познавательный процесс воспитанников, тем игры детей становятся творчески более интересными, сюжетно-разноплановыми, обогащают душу и мозг ребенка. «Если мы хотим научиться думать, то, прежде всего, должны научиться придумывать», - говорил Д.Рода.
Ни одного ребенка не оставляет равнодушным хорошая загадка. При обучении детей приемам составления загадок, решается множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Сочинение загадок уместно использовать приемы сравнения, приемы объединения и дробления, противоположные свойства и действия предметов.
Например:
• Как гриб, но съесть нельзя,
Как волчок, но не крутится,
Как колокольчик, но от дождя укроет. (Зонтик)
• Две лужи на двух крючках, похожи на цифру 8. (Очки.)
Важной предпосылкой для совершенствования творческой речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей активному речевому творчеству.
Участвуя в игре «Да-нетка», дети учатся всесторонне видеть окружающий мир, анализировать и рассуждать. В игре «Хорошо - плохо», «Наоборот» дети учатся видеть противоположные стороны объекта, явления и, таким образом, через понятие противоречий познавать мир.
Игры «Три краски», «Волшебные кляксы», «Волшебная ниточка» можно с успехом применять и в речевой, и в художественно-продуктивной деятельности, так как виды детского творчества тесно взаимосвязаны друг с другом. Например, успешно овладев приемами придумывания сказок, дети без труда переносят эту технику в продуктивную, изобразительную деятельность, она может стать и основой любой детской игры. А разнообразная «полезность» детской сюжетно-ролевой игры известна давно, мы делаем акцент на постоянное ее развитие, усиление ее роли в формировании познавательной активности, развитии творческих способностей, развитии умения самостоятельно добывать знания. Так, в играх «Ателье», «Салон моды» дети создают свои модели одежды на листе бумаги, проявляя при этом способности художников, дизайнеров, модельеров, парикмахеров, устраивают презентацию созданных моделей с помощью приемов театрализации.
Развитию социально-нравственных качеств ребенка помогает личная аналогия (эмпатия), с помощью этого приема на занятиях, прогулках дети могут побывать в образе чудо-дерева или чудо-бабочки, а могут превратиться в опавший осенний листок и попутешествовать с ним. С помощью этого приема можно придумывать фантастические рассказы, небылицы. Дети быстро улавливают суть нелепиц и смеются, радуясь, что могут их разоблачить.
Творчество в экспериментировании обусловливает создание новых проявлений личностных способностей ребенка. Опытно-исследовательская деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность. Овладение умением сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы способствует развитию такого качества мышления, как критичность. Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».
Сначала у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов («Растения в поисках света», «Три агрегатных состояния воды») работа чаще всего осуществляется по этапам. Выслушав и выполнив одно творческое задание, дети должны обязательно получать новое задание. В других видах опытов («Поиск воздуха», «Фильтрование воды») дается одно задание на весь эксперимент, и педагог следит за ходом его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, напоминание детям о правилах безопасности обеспечивает успешность экспериментирования. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Эксперименты рассматриваются не как развлечение, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить виды деятельности, развивают наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.
Подвижные игры, направленные на развитие познавательных процессов, раскрывают ребенку моторные характеристики собственного тела, учат относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Ребенок обязательно выступает как активный участник игры. Например, в играх «Покажи отгадку», «Затейники» дети придумывают содержание к предложенному сюжету, самостоятельно создают новые сюжетные линии, придумывают новые формы движений. А игры «Один, два, три», «Волшебник» побуждают к самостоятельному решению двигательных задач, загадок, проблемных ситуаций, способствуют поиску детьми творческих композиций. При проведении подвижных игр такого плана желательно использовать музыкальное сопровождение, так как способ эмоциональной ситуации позволяет передать оригинальность и необычность образов.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей, как важнейшего условия успешности развития личности, активно используется интерес – положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое. Образовательный процесс по программе строится на основе игрового занимательного материала с учетом сотрудничества детей со взрослыми на основе взаимопонимания и уважения. В группе должна быть установлена атмосфера доброжелательности и доверия друг к другу. Это поможет преодолеть возможные конфликтные ситуации, возникающие, например, при применении метода синектики (мозгового штурма, в ходе которого допустима критика идей с целью их развития и видоизменения). Положительные эмоции создают фундамент для проявления творческого интереса (творческой мотивации).
В отслеживании продвижения ребенка в выполнении творческих заданий и личностного развития допустимо его сравнение по отношению к самому себе, но нежелательно сравнение с успехами других детей. Педагогам необходимо видеть индивидуальность каждого ребенка, стремиться к раскрытию творческого потенциала каждой личности.
НОД. Развитие интеллектуальных способностей
Семинар-практикум для педагогического коллектива
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
В течение последних лет идет активный процесс модернизации системы дошкольного образования. В настоящее время перед работниками образовательных учреждений стоит задача – создать условия для повышения качества дошкольного образования. В основном это касается создания развивающей среды и условий для сотрудничества ребенка и взрослого. Вовлечение семей в дошкольное образование имеет очевидную пользу как для детей и педагогов, так и для родителей. Научить родителей понимать и принимать своих детей такими, какие они есть, развивать в своих детях лучшие их качества - важнейшая задача ДОУ. Отбор содержания, средств, форм и методов взаимодействия ДОУ с семьей невозможен без выявления образовательных потребностей родителей, уровня их психолого-педагогической культуры, без изучения детских отношений. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние годы в отечественной науке всё большее значение придаётся приоритету семьи в воспитании ребенка. В Законе РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия сказано, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». [3, c.61] Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.
Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что проблема взаимодействия детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет, так как эта проблема включает в себя несколько аспектов. Остановимся на некоторых из них: во-первых, это приоритетность общественного и семейного воспитания; во-вторых, взаимоотношения родителей и детей дошкольного возраста; в-третьих, взаимоотношения воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей - дошкольников.
Одним из психолого-педагогических условий успешной реализации Программы является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
В нашем детском саду регулярно проводятся физкультурно-оздоровительные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья!», куда мы приглашаем семьи воспитанников.
Цели:
Задачи:
Физкультурный досуг – одна из форм активного отдыха детей. Введение в практику дошкольного учреждения физкультурных досугов позволяет реализовать естественную потребность ребёнка в движении, восполнить дефицит двигательной активности, способствовать развитию мышления, воображения, целеустремлённости, формировать чувство ответственности и решительности.
Физкультурные досуги базируются на знакомых детям физических упражнениях, играх, разучиваемых на физкультурных занятиях и прогулках, при планировании досуга ставятся задачи закрепления и совершенствования. Быстрые эстафеты, подвижные игры с большой двигательной нагрузкой должны чередоваться с играми, заданиями более спокойными, с тематическими загадками, стихами, упражнениями на релаксацию, интеллектуальными заданиями, требуется использовать элементы математики, развития речи.
Физические упражнения, включенные в досуг, должны быть хорошо освоены всеми детьми и проводиться в игровой форме, что создаёт положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребёнка. С детьми, у которых выполнение того или иного упражнения вызывает затруднение, следует провести индивидуальные дополнительные занятия и подготовку.
В процессе подготовки тематических вечеров досуга, посвященных закреплению представлений детей о сезонных явлениях природы, необходимо широко использовать различное физкультурное оборудование, атрибуты, предметы, характеризующие времена года, например: искусственные снежки, небольшие елки, санки, лыжи – для проведения досуга о зиме; цветы, разноцветные султанчики, воздушные шары, баллончики для мыльных пузырей – для проведения досуга о лете.
Досуги проходят интереснее, если включается музыкальное сопровождение. Музыка обязательна при проведении общеразвивающих упражнений – разминки, при проведении игр – развлечений, эстафет. Если используются песни, то их текст должен соответствовать теме досуга и выполняемым упражнениям. Хорошо использовать фонограммы с записями звуков движения паровоза (для конкретных тематических досугов, где по сюжету дети «отправляются в путешествие на паровозике»), птиц, дождя – по предложенному сценарию. По окончании проведения физкультурного досуга стоит поощрить детей небольшими подарками – игрушками, шарами, значками, медалями и т.п. Завершить спортивный досуг можно в группе, организовав чаепитие с родителями.
1. Анфёрова В.И. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 3-4 лет. М., 2012.
2. Байкова Г.Ю. Реализация образовательной области «Физическое развитие» / авт. –сост. Г.Ю. Байкова, В.А. Моргачева, Т.М. Пересыпкина. – Волгоград: Учитель, 2016.
3. Иванова Е.В. Проектная деятельность в детском саду: спортивный социальный проект / авт. –сост. Е.В. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2016.
4. Корнеева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения. М., 2001.
5. Лисина Т.В. Подвижные тематические игры для дошкольников / сост. Т.В. Лисина, Г.В. Морозова. – М. : ТЦ Сфера, 2014.
6. Мелехина Н.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ. / Мелехина Н.А., Колмыкова Л.А. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
7. Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников. М., 2005
8. Шорыгина Т.А. Спортивные сказки. Беседы с детьми о спорте и здоровье. М., 2014
Расширения для Joomla Просмотров: 1422