Страничка Козыревой Ольги Петровны
Методы и приёмы работы с детьми в развитии интеллектуальных и творческих способностей у старших дошкольников
Возрастания разнообразия и сложности процессов, происходящих в современном мире, обуславливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, обладающих творческим воображением, мышлением и способностью к нестандартному решению проблем, так как именно они определяют прогресс человечества. За рубежом давно подсчитали: материальные средства, вложенные в развитие творческих способностей в дошкольном возрасте, через 15-20 лет дают экономике 7-кратную прибыль.
В настоящее время, в связи с введением ФГОС ДО, в детском саду идёт гуманистическая направленность дошкольного образования, проявляющаяся в организации личностно ориентированной модели развития ребёнка, его творческого потенциала.
Успешность в обучении связывается с развитием двух процессов: логического и творческого мышления. Развивая у ребёнка творческий подход к решению любой поставленной задачи, мы даем ему возможность вырасти мыслящей и творческой личностью, повышаем его познавательную активность, степень усвоения знаний, способности к формированию более широких знаний, самостоятельность мышления. Поэтому исследование и внедрение новых педагогических технологий по развитию творческих способностей детей чрезвычайно востребовано.
В нашем детском саду исследуется и внедряется в образовательный процесс технология развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников с помощью эффективного сочетания традиционных методов и приёмов с нетрадиционными.
Цели:
- повышение уровня развития творческого воображения и мышления дошкольников;
- повышение общего уровня подготовки детей к обучению в школе и его успешной адаптации;
- обучение педагогов и родителей методам и приёмам работы по развитию творческого и интеллектуального потенциала личности ребёнка-дошкольника;
- активное вовлечение семей воспитанников в образовательный процесс.
Задачи:
- формировать и поддерживать положительную познавательную мотивацию;
- развивать психические процессы: воображение, внимание и память, мышление;
- развивать интеллектуальные операции – абстрагирования признаков, сравнения, нахождения сходства и различий, обобщения, классификации, счёта, нахождения закономерностей и т. д.;
- формировать систему представлений об окружающем мире;
- побуждать и тренировать творческое воображение и мышление;
- совершенствовать речевое творчество;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать уверенность в собственных интеллектуальных возможностях;
- развивать способности к продуктивному диалогу со взрослыми и сверстниками как основы коллективной мыслительной деятельности;
- способствовать формированию школьной мотивации.
Методы и приёмы работы
Традиционные:
- словесные:
- объяснение;
- рассказ (воспитателя и ребёнка);
- чтение;
- беседа;
- наглядные:
- наблюдение (отличается сложностью психологической структуры, связано со всеми познавательными процессами, подготовляет дошкольников к абстрактному мышлению);
- показ (показ предмета, показ образца, показ способа действия);
- демонстрация (картин, иллюстраций);
- иллюстрация (картины, фрагменты фильмов, музыкальных произведений и т.д.);
- видеометод;
- интенсивное проникновение в практику образовательной деятельности новых источников экранного преподнесения информации позволяет выделять и рассматривать его как отдельный метод обучения;
- видеометод используется не только при преподнесении нового знания, но и при повторении, закреплении, обобщении и систематизации знаний;
- практические:
- упражнения;
- игровые:
- различные виды игр (словесные, дидактические, подвижные).
Нетрадиционные:
- метод проблемного изложения – педагог систематически создает проблемные ситуации, ставит проблемные вопросы, постоянно побуждает детей к самостоятельной познавательной активности;
- исследовательский метод – эффективный путь познания ребенком окружающего мира, повышающий его познавательную активность. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать ответ на интересующий вопрос – важнейшие черты нормального детского поведения. Основной вид исследовательского процесса – детское экспериментирование, которое способствует наглядному убеждению детей в правильности выбранного решения какой-либо задачи. Эта технология способствует развитию умения ставить проблемы, делать собственные умозаключения;
- прием «Бином фантазии» - комбинаторный прием, целью которого является развитие творческого воображения – способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств;
- эвристические приемы:
- метод проб и ошибок (метод перебора вариантов);
- мозговой штурм (оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных; является методом экспертного оценивания);
- метод синектики (является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма, при его использовании допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи);
- парные приемы:
- в игре «Да-нетка» дети учатся всесторонне видеть окружающий мир, проводить системный анализ и рассуждать;
- в игре «Хорошо - плохо» учатся видеть противоположные стороны объекта, явления и, таким образом, через понятие противоречий познавать мир.
Формы работы:
- организованная образовательная деятельность в виде игр-занятий;
- минутки-мышления, дидактические игры (ежедневно);
- головоломки, загадки и веселые задачки для маленьких умников (ежедневно);
- занимательные игры на развитие познавательных процессов, на развитие логического мышления (ежедневно);
- упражнения для самостоятельного рассуждения (1 раз в неделю);
- игры-исследования, самостоятельная исследовательская деятельность (1 раз в неделю);
- объяснение переносного смысла пословиц, «крылатых слов и выражений» - 1 раз в неделю и т.д.
Сотрудничество с родителями
При организации сотрудничества с родителями наряду с традиционными формами работы (консультации, родительские собрания, родительские клубы, брошюры, памятки, папки-раскладушки и т.д.) активно используются:
- информирование через сайт ДОУ;
- творческие задания для родителей с целью активизации общения в семье, активного вовлечения их в образовательный процесс;
- демонстрация тематической информации и фотографий.
Методические рекомендации
Прежде чем приступить к работе по повышению уровня творческого воображения и мышления у детей, целесообразно:
- сформировать у детей необходимые для этого речевые и мыслительные навыки;
- принимать во внимание, что содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми;
- стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы;
- учитывать, что новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании; в центре внимания должно быть освоение смыслом понятия;
- развивать у детей умение искать решения, учитывая, прежде всего, возможные последствия, а не абсолютные достоинства;
- убедить ребенка, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно; для этого нужна игра и яркие эмоции;
- учитывать, что процесс формирования у детей умения фантазировать должен быть интересным; эмоциональное удовольствие помогает ребенку успешнее овладеть умением фантазировать, умением воображать, рационально мыслить.
Игры на развитее логического мышления способствуют развитию умения выделять предмет из совокупности подобных, устанавливать связь между предметами реальной действительности, а также включать предмет в разряд однородных. Логические игры – это своеобразная тренировка интеллектуальных способностей дошкольника. Формирование таких операций логического мышления, как обобщение, классификация, анализ и синтез, требует большого умственного напряжения, поэтому проводить их лучше в первую половину дня: во время организованной образовательной деятельности, в режимных моментах, на прогулке.
Мышление и творческие способности активно формируются и ярко проявляются в речи ребенка, в различных формах его вербального творчества. Дети любят придумывать новые необычные слова, находить неожиданные способы использования отдельных слов и целых языковых конструкций для обозначения или явлений, охотно, с увеличением сочиняют сказки, истории, рассказы. Словесное творчество для развития творческого потенциала ребенка – средство не менее ценное, чем изобразительная или музыкальная деятельность. Исследователями детской речи установлено, что дети дошкольного возраста имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. Основная форма работы по обучению дошкольников созданию рифмованных текстов («Лимерик») – игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной последовательности: «Складные картинки», «Придумай рифмованное слово», «Придумаем рифмованные строчки», «Составление лимериков». Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет педагог. К концу обучения дети, как правило, начинают быстро самостоятельно сочинять рифмованные тексты. В процессе составления лимериков педагог должен учить детей использовать только литературные слова, не делать повторов.
Развитие речи тесно связано с развитием мышления и воображения. Так, игры на классификацию предметов развивают фантазию, метафорическое мышление: «На что похожи?» (Шишка, кусочек меха, апельсин и т.д.). Не менее ценны и специальные приемы фантазирования: увеличение-уменьшение, ускорение-замедление, дробление-объединение, оживление, динамизация-статика; прием развития воображения: бином фантазии.
Оживить процесс познания, творчества помогают сказочные и необычные персонажи: медвежонок Умка, Незнайка, Знайка, Лесовичок, придуманные детьми предметы: сундучок чудес, а также занятия-путешествия по сказкам, в сказочные страны, на сказочном транспорте, созданном детьми с помощью бинома фантазии и других приемов фантазирования.
Чем успешнее идет процесс освоения детьми приемов развития фантазии и воображения, тем качественнее протекает познавательный процесс воспитанников, тем игры детей становятся творчески более интересными, сюжетно-разноплановыми, обогащают душу и мозг ребенка. «Если мы хотим научиться думать, то, прежде всего, должны научиться придумывать», - говорил Д.Рода.
Ни одного ребенка не оставляет равнодушным хорошая загадка. При обучении детей приемам составления загадок, решается множество проблем: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Сочинение загадок уместно использовать приемы сравнения, приемы объединения и дробления, противоположные свойства и действия предметов.
Например:
• Как гриб, но съесть нельзя,
Как волчок, но не крутится,
Как колокольчик, но от дождя укроет. (Зонтик)
• Две лужи на двух крючках, похожи на цифру 8. (Очки.)
Важной предпосылкой для совершенствования творческой речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей активному речевому творчеству.
Участвуя в игре «Да-нетка», дети учатся всесторонне видеть окружающий мир, анализировать и рассуждать. В игре «Хорошо - плохо», «Наоборот» дети учатся видеть противоположные стороны объекта, явления и, таким образом, через понятие противоречий познавать мир.
Игры «Три краски», «Волшебные кляксы», «Волшебная ниточка» можно с успехом применять и в речевой, и в художественно-продуктивной деятельности, так как виды детского творчества тесно взаимосвязаны друг с другом. Например, успешно овладев приемами придумывания сказок, дети без труда переносят эту технику в продуктивную, изобразительную деятельность, она может стать и основой любой детской игры. А разнообразная «полезность» детской сюжетно-ролевой игры известна давно, мы делаем акцент на постоянное ее развитие, усиление ее роли в формировании познавательной активности, развитии творческих способностей, развитии умения самостоятельно добывать знания. Так, в играх «Ателье», «Салон моды» дети создают свои модели одежды на листе бумаги, проявляя при этом способности художников, дизайнеров, модельеров, парикмахеров, устраивают презентацию созданных моделей с помощью приемов театрализации.
Развитию социально-нравственных качеств ребенка помогает личная аналогия (эмпатия), с помощью этого приема на занятиях, прогулках дети могут побывать в образе чудо-дерева или чудо-бабочки, а могут превратиться в опавший осенний листок и попутешествовать с ним. С помощью этого приема можно придумывать фантастические рассказы, небылицы. Дети быстро улавливают суть нелепиц и смеются, радуясь, что могут их разоблачить.
Творчество в экспериментировании обусловливает создание новых проявлений личностных способностей ребенка. Опытно-исследовательская деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность. Овладение умением сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы способствует развитию такого качества мышления, как критичность. Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: «Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать».
Сначала у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов («Растения в поисках света», «Три агрегатных состояния воды») работа чаще всего осуществляется по этапам. Выслушав и выполнив одно творческое задание, дети должны обязательно получать новое задание. В других видах опытов («Поиск воздуха», «Фильтрование воды») дается одно задание на весь эксперимент, и педагог следит за ходом его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, напоминание детям о правилах безопасности обеспечивает успешность экспериментирования. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Эксперименты рассматриваются не как развлечение, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить виды деятельности, развивают наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.
Подвижные игры, направленные на развитие познавательных процессов, раскрывают ребенку моторные характеристики собственного тела, учат относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Ребенок обязательно выступает как активный участник игры. Например, в играх «Покажи отгадку», «Затейники» дети придумывают содержание к предложенному сюжету, самостоятельно создают новые сюжетные линии, придумывают новые формы движений. А игры «Один, два, три», «Волшебник» побуждают к самостоятельному решению двигательных задач, загадок, проблемных ситуаций, способствуют поиску детьми творческих композиций. При проведении подвижных игр такого плана желательно использовать музыкальное сопровождение, так как способ эмоциональной ситуации позволяет передать оригинальность и необычность образов.
Для обеспечения эмоционального благополучия детей, как важнейшего условия успешности развития личности, активно используется интерес – положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое. Образовательный процесс по программе строится на основе игрового занимательного материала с учетом сотрудничества детей со взрослыми на основе взаимопонимания и уважения. В группе должна быть установлена атмосфера доброжелательности и доверия друг к другу. Это поможет преодолеть возможные конфликтные ситуации, возникающие, например, при применении метода синектики (мозгового штурма, в ходе которого допустима критика идей с целью их развития и видоизменения). Положительные эмоции создают фундамент для проявления творческого интереса (творческой мотивации).
В отслеживании продвижения ребенка в выполнении творческих заданий и личностного развития допустимо его сравнение по отношению к самому себе, но нежелательно сравнение с успехами других детей. Педагогам необходимо видеть индивидуальность каждого ребенка, стремиться к раскрытию творческого потенциала каждой личности.
Литература
- Агапова, И. А. Комплексная подготовка детей к школе: книга для детей и родителей / И. А. Агапова, М. А. Давыдов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 132 с.
- Белая, К. Ю. Учусь ориентироваться в пространстве: книга занятий с детьми 5 – 7 лет / К. Ю. Белая, Н. Л. Шестернина. – М.: Школьная пресса, 2010. - 122 с.
- Иванова, Н. В. Математика для дошколят в стихах и загадках / Н. В. Иванова, Н. К. Капустюк. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 94 с.
- Орлова, Т. Э. Развитие интеллектуальных и творческих способностей у старших дошкольников / Т. Э. Орлова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 243 с.
- Парамонова, Л. Г. Подготовка к школе / Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнёва. – СПб.: Дельта, 2008. – 144 с.
- Тихомирова, Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с.
- Ушакова, О. С. Придумай слово: речевые игры и упражнения / О. С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 160 с.
- Юдин, Г. Д. Заниматика / Г. Д. Юдин. – М.: Росмэн, 2007. – 122 с.
Семейные спортивные игры – на новый уровень
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
В течение последних лет идет активный процесс модернизации системы дошкольного образования. В настоящее время перед работниками образовательных учреждений стоит задача – создать условия для повышения качества дошкольного образования. В основном это касается создания развивающей среды и условий для сотрудничества ребенка и взрослого. Вовлечение семей в дошкольное образование имеет очевидную пользу как для детей и педагогов, так и для родителей. Научить родителей понимать и принимать своих детей такими, какие они есть, развивать в своих детях лучшие их качества - важнейшая задача ДОУ. Отбор содержания, средств, форм и методов взаимодействия ДОУ с семьей невозможен без выявления образовательных потребностей родителей, уровня их психолого-педагогической культуры, без изучения детских отношений. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние годы в отечественной науке всё большее значение придаётся приоритету семьи в воспитании ребенка. В Законе РФ «Об образовании» впервые за многие десятилетия сказано, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». [3, c.61] Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.
Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что проблема взаимодействия детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет, так как эта проблема включает в себя несколько аспектов. Остановимся на некоторых из них: во-первых, это приоритетность общественного и семейного воспитания; во-вторых, взаимоотношения родителей и детей дошкольного возраста; в-третьих, взаимоотношения воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей - дошкольников.
Одним из психолого-педагогических условий успешной реализации Программы является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
В нашем детском саду регулярно проводятся физкультурно-оздоровительные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья!», куда мы приглашаем семьи воспитанников.
Цели:
- приобщение детей и взрослых к активному образу жизни;
- приобщение родителей дошкольников к непосредственному участию в воспитательно-образовательном процессе ДОО.
Задачи:
- создавать бодрое и радостное настроение у детей и их родителей;
- осуществлять взаимодействие по физическому воспитанию детей между детским садом и семьей.
Физкультурный досуг – одна из форм активного отдыха детей. Введение в практику дошкольного учреждения физкультурных досугов позволяет реализовать естественную потребность ребёнка в движении, восполнить дефицит двигательной активности, способствовать развитию мышления, воображения, целеустремлённости, формировать чувство ответственности и решительности.
Физкультурные досуги базируются на знакомых детям физических упражнениях, играх, разучиваемых на физкультурных занятиях и прогулках, при планировании досуга ставятся задачи закрепления и совершенствования. Быстрые эстафеты, подвижные игры с большой двигательной нагрузкой должны чередоваться с играми, заданиями более спокойными, с тематическими загадками, стихами, упражнениями на релаксацию, интеллектуальными заданиями, требуется использовать элементы математики, развития речи.
Физические упражнения, включенные в досуг, должны быть хорошо освоены всеми детьми и проводиться в игровой форме, что создаёт положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребёнка. С детьми, у которых выполнение того или иного упражнения вызывает затруднение, следует провести индивидуальные дополнительные занятия и подготовку.
В процессе подготовки тематических вечеров досуга, посвященных закреплению представлений детей о сезонных явлениях природы, необходимо широко использовать различное физкультурное оборудование, атрибуты, предметы, характеризующие времена года, например: искусственные снежки, небольшие елки, санки, лыжи – для проведения досуга о зиме; цветы, разноцветные султанчики, воздушные шары, баллончики для мыльных пузырей – для проведения досуга о лете.
Досуги проходят интереснее, если включается музыкальное сопровождение. Музыка обязательна при проведении общеразвивающих упражнений – разминки, при проведении игр – развлечений, эстафет. Если используются песни, то их текст должен соответствовать теме досуга и выполняемым упражнениям. Хорошо использовать фонограммы с записями звуков движения паровоза (для конкретных тематических досугов, где по сюжету дети «отправляются в путешествие на паровозике»), птиц, дождя – по предложенному сценарию. По окончании проведения физкультурного досуга стоит поощрить детей небольшими подарками – игрушками, шарами, значками, медалями и т.п. Завершить спортивный досуг можно в группе, организовав чаепитие с родителями.
Литература
1. Анфёрова В.И. Физкультурные сюжетные занятия с детьми 3-4 лет. М., 2012.
2. Байкова Г.Ю. Реализация образовательной области «Физическое развитие» / авт. –сост. Г.Ю. Байкова, В.А. Моргачева, Т.М. Пересыпкина. – Волгоград: Учитель, 2016.
3. Иванова Е.В. Проектная деятельность в детском саду: спортивный социальный проект / авт. –сост. Е.В. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2016.
4. Корнеева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения. М., 2001.
5. Лисина Т.В. Подвижные тематические игры для дошкольников / сост. Т.В. Лисина, Г.В. Морозова. – М. : ТЦ Сфера, 2014.
6. Мелехина Н.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ. / Мелехина Н.А., Колмыкова Л.А. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
7. Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников. М., 2005
8. Шорыгина Т.А. Спортивные сказки. Беседы с детьми о спорте и здоровье. М., 2014